ФГБДОУ«ЦРР - детский сад №3» УДП РФ Мокина Татьяна Вячеславовна воспитатель высшей категории

Методическая разработка Развитие речи. Формирование словаря в первой младшей группе. 2- 3 лет.

Методическая разработка

Развитие речи. Формирование словаря в первой младшей группе. 2- 3 лет.

Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Развивая речь двухлетнего ребенка, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работа по формированию словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим.

Многие дети этого возраста легко подражают речи взрослых, повторяя не только отдельные слова но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Вот почему педагог должен обеспечивать постепенного усвоение детьми нового. В этих целях следует шире использовать задания типа «Найди (принеси)» (найди зеленый карандаш, принеси варежки и т п) «Покажи (сделай)» (покажи, как поливают цветы из леечки. Эти задания позволяют педагогу выяснить, понимает ли ребенок, о чем речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже с известными им словами («Клюет курочка? Клюют. У нее клюв. А у цыплят - клювики. И Цыплятки – клюют. Клюют зернышки.» и т п) Затем надо с помощью вопросов поупражнять детей в употреблении этого слова («Курочка клюет. Что делает?» - «Клюет», - хоровой и индивидуальные ответы.)

Можно рекомендовать следующие игры и упражнения, способствующие формированию словаря: «Поможем кукле Катя запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки и т.п)»;

«Куда что нужно положить?» (чашку – поставить на поднос или в буфет; платье – повесить в шкаф; яблоко – положить в вазу или на блюдо и т п);

«Что изменилось?» (Маша сняла сарафан и надела теплое платье; теперь на столе лежат две варежки; чашку поставили на блюдце и тп);

«Чей малыш? Чья мама?» (на группировку животных по принципу; взрослое животные - детеныши);

«Назови правильно» (Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка, совок – совочек, платок – платочек и тп);

«Подскажи». Это упражнение используется прри повторении с детьми знакомых им сказаок, потешек, при составлении рассказов на темы из личного опыта детей и др. например педагог начинает рассказывать . не договрив какую то фразу, ставит вопрос. Наиболее удачный ответ ребенка ложится в основу следующей фразы («Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке ... что дала?» - «Молодцы». – «молоко. Катя налила... во что?» - «В блюдечко» и тп).

13 ноября 2022 в 13:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.